Текстовая версия выпуска
Нужно здесь помянуть и тех, кто внушил себе глупое, но приятное убеждение, будто стоит человеку поглядеть на статую или икону Полифема-Христофора — и смерть не грозит ему в тот день; или, что, прочитав перед статуей св. Варвары некую молитву, он воротится цел и невредим с поля боя; или, что, ставя в известные дни свечки св. Эразму, он вскорости сделается богачом. Из св. Георгия люди эти создали себе нового Ипполита или Геракла, на его коня, благоговейно украшенного драгоценной попоной с кистями, они только что не молятся; стараясь заслужить его расположение, они то и дело подносят ему подарочки, а медным шлемом святого клянутся даже короли. А что сказать о тех, которые, якобы искупив свои грехи пожертвованием на церковь, безмятежно радуются и измеряют срок своего пребывания в чистилище веками, годами, месяцами, днями, часами — без малейшей ошибки, словно при помощи клепсидры или математической таблицы? Что сказать далее о тех, которые верят в волшебные амулеты и наговоры, выдуманные каким-нибудь благочестивым обманщиком для потехи или выгоды ради, и тешат себя надеждами на богатство, почести, наслаждения, избыток во всем, вечно цветущее здоровье, долгую жизнь, бодрую старость и, наконец, место в царствии небесном поближе к самому Христу?
Эразм Роттердамский. Похвала глупости
***
— Со Пскова я! Странница! Пришла собачку говорящую посмотреть!
М. Булгаков. Собачье сердце
Эх, друзья мои! Вот вроде бы и 21 век на дворе. 2000 лет, как Иисус Христос расколдовал наш мир, казалось бы навсегда избавив его от суеверия.
Уж вроде бы все объяснил Господь неглупой вообще-то бабе из города Сихаря… Запретил сажать Бога на привязь, прикрепляя Его благодать к «святым горам, храмам и местам». Но и по сей день находятся баре, желающие превратить Вседержителя в крепостного крестьянина, зацементировав особое Его присутствие в вещественных «святынях»…
Можно перепродать или передарить реликвию, а можно пустить Бога с молотка «на вывод», организовав пленнику святынь заграничные турне, извлекая из этого дела вполне ощутимую материальную прибыль.
Как справедливо спел в свое время Иеромонах Роман:
Ты говоришь, скривив лицо в страданьи,
Что мир погиб в неправде и во зле,
Но если уж Христа, Христа продали,
То что не продается на земле?
От панагий до разовых салфеток,
От украшений до могильных плит.
Всем под луною вертят так и этак,
Но только покаянье устоит.
Причем фантазия этих распорядителей Божественных энергий воистину неиссякаема… Святым может быть объявлено все, что угодно…
Есть, например, святая крайняя плоть Иисуса, хранящаяся ныне в Италии, в городке Calcata, в церкви Santissimo Nome di Gesù.
Даже св. Екатерине Сиенской однажды привиделся Иисус и предложил ей мистическое обручение, передав в качестве обручального кольца невидимую Свою крайнюю плоть.
Говорят, что «святыня» эта творит чудеса, даже помогла Екатерине Валуа безболезненно родить Генриха шестого… Правда, по другому поверью, истинная крайняя плоть Иисуса после Его воскресения была взята на небо и из нее образовались кольца планеты Сатурн.
Существуют странные иконографические сюжеты: То святой Христофор с головой собаки появится…
То у Богородицы окажется три руки. И не спасает эту икону поспешно выдуманная легенда об отсеченной руке Иоанна Дамаскина, ибо на иконах рука явно женская, да и рукав от одежды тот же…
То матушка Матрона Сталина к Богу обратит…
То вместо Бога на престоле тетка Софья окажется
И при всем этом вам обязательно скажут, что это пробуждает, дескать веру в Бога… А значит критиковать это не моги!
Ну не знаю, не знаю… Я-то многогрешный все на слова Писания уповаю: »…вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим.10:17)
Впрочем, я отвлекся… Надо к сегодняшней истории переходить…
Сегодня я хотел вам рассказать об одном святом… Правда, официальная церковь его таковым не считает, но народное богословие редко считается с церковными предписаниями, а уж со Священным Писанием не согласуется почти никогда… Тут важно другое: чудеса ведь совершаются…
Зовут святого Гинфорт. Правда, он не человек, а собака, но разве это кого-нибудь должно останавливать?
Вот его «святые» изображения:
По преданию, в окрестностях французского города Лион жил некий рыцарь. И был у него ребеночек махонький. А поскольку дело было в 13 веке, то детских садов для рыцарских детей как на грех тогда еще не придумали.
Так вот однажды лежал этот ребеночек в колыбельке, а взрослые отлучились по своим средневековым делам: то ли чашу Грааля поискать на досуге, то ли дров нарубить, — теперь уж и не узнать… Причем ушли и сам рыцарь и мамаша младенца и даже кормилица ушла попить чаю…
Остался в детской только верный пес Гинфорт (вот ведь незадача, имени рыцаря и ребенка не сохранилось, а собачкино имя живет в веках)…
Вот возвращается с французского чаепития кормилица и видит в комнате все вверх дном, колыбель перевернута, вещи разбросаны а у дверей сидит довольный пес Гинфорт с окровавленной мордой…
Ну, кормилица, женщина слабая. У нее натурально случается истерика: Сожрал!!! Сожрал, гад, младенца и не подавился!
На крик врывается мамаша младенца и с ходу, видя окровавленную собачью морду, валится в обморок. Тут и папаша-рыцарь, не найдя Грааля, в комнату ввалился и недолго думая, собачку мечом порубил, чтобы неповадно было человеческих детенышей кушать.
И только потом разобрались, что в комнату заползла огромная змея (не знаю, какие там огромные змеи живут во Франции). А Гинфорт эту гадину загрыз и тем самым спас жизнь младенцу. Ребенок-то вывалился из колыбели и продолжать дрыхнуть на полу… Папа с мамой этого несостоявшегося Маугли довольно скоро нашли в углу комнаты.
А вот собачку было уже не вернуть… Рыцарь погоревал о невинно убиенной живой душе и похоронил песика с почестями.
Поставили могильный камень, насадили вокруг деревьев и соорудили склеп. А тут и народ потянулся к новой святыне. Уж не знаю, кому первому пришла в голову идея вступить в молитвенное общение с новопреставленной собачкой, но вскоре по таким молитвам стали совершаться многочисленные чудеса…
Причем чем сильнее этому противилось местное духовенство, тем настойчивей рассказывали, как у младенцев, которых приносят на склеп святого Гинфорта проходят различные хвори…
Все это породило целый культ.
Главный герой трилогии Бернарда Корнуэлла «Арлекин», «Скиталец», «Еретик» — Томас из Хуктона — до определенного момента полушутя-полусерьезно почитает Святого Гинфорта, молится ему и носит на шее засушенную собачью лапу, которую он выдает за мощи Святого Гинфорта.
Этот склеп был полностью разрушен только в 1930-х годах, но младенцы, говорят, и по сей день исцеляются… Носят на бывшую могилку святого песика хворающих младенцев, а уносят здоровеньких… Т.е. мамам нравится говорить, что уносят здоровеньких, а на самом деле вряд ли…
Вот такая вот святыня. Ну, само собой, тоже «богословские» обоснования есть…
Что же плохого в этом? — спросите вы — исцеляются же люди, хотя бы от эффекта плацебо.
А плохо тут то, что все эти «святыни» представляют какую угодно религию, только не христианство. Нет в этих «реликвиях» ничего от той Радостной Вести, которую принес в мир Иисус Христос. И дело тут даже не идолопоклонстве (хотя и это грех страшный, как его не прикрывай фиговым листком семантической разницы между поклонением и почитанием)…
Дело тут в том, что люди, называющие себя христианами, на самом деле живут в страхе. Им неведома радость общения с Христом. Не ведомо счастье прощения грехов. Они погрязли в своих бытовых неудобствах и горестях. Об этом хорошо писал известный русский религиозный философ:
Суеверия являются тенью верований, и они всегда означают страхи. Человек суеверный есть человек страшащийся, трепещущий. Религия создает различие между «сакральным» и «профанным» и вызывает страх перед «сакральным». Религия создает различие между «чистым» и «нечистым» и вызывает одного рода страх перед «чистым», другого рода страх перед «нечистым». Религия закона вызывает страх перед законом, трепет и дрожь перед нарушением закона, окутывающего жизнь. Религиозные верования и освобождают от страха, и создают неисчислимое количество новых страхов, ибо они стоят под знаком греха. Только Евангелие освобождает от страха, ибо освобождение от страха есть действие благодати Христовой.
Н. Бердяев. О назначении человека
Люди боятся, что у них не будет счастья, денег, здоровья, детей, защиты, удачи в экзаменах. И этот страх толкает их на нелогичное поклонение вещественным святыням. Люди готовы отстоять очередь сутки на морозе и, чтобы у ребенка «прошли глазки», отморозить ему почки…
— До Бога высоко, до царя далеко, а собачий нос на станции метро «Площадь Революции», да пояс Богородицы рядышком, стоит только руку протянуть…
Вот и остается в стороне Истинный Бог, которого Писание называет скорым Помощником в бедах (Пс.45:2). А с Ним в стороне остаются Евангелие и радость спасения…
Кстати с именем Христофора (который часто теперь отождествляется со святым Гинфортом) связано поверье: достаточно увидеть его изображение-образ, чтобы в этот день случайно не умереть…
И то правда, зачем, нам воскресение Христа, когда у нас иконка святой «говорящей» собачки?
Удивительно, что любители суеверий не ставят изображение «Святого псоглавца» в качестве экранной заставки в сотовый телефон… Куда уж проще: смотри каждый день и живи вечно. Только вот вечная жизнь дается совсем по другим правилам… По другим правилам дается и благословение…
И уж конечно совсем по-другому освобождает Господь от страхов…
Христос воскрес, радость моя!
Туда смотри, странница со Пскова! А не на собачку говорящую…